Где и как регистрируют недвижимость?
Сделка с недвижимостью – одна из самых сложных видов соглашений. Она проходит через много этапов и завершается процессом подписания договора. Большинство вопросов возникает на этапе регистрации – важном требовании к документу. Несоблюдение правила его обязательного оформления влечет за собой печальные последствия. Участие в сделке, проведенной с ошибками или нарушениями, оборачивается большими проблемами для ее сторон – она может быть признана ничтожной 9не имеющей юридической силы), поскольку не соответствует нормам права.
Как правильно зарегистрировать сделку с недвижимостью? Кто участвует в этом процессе и какие документы пригодятся для процедуры? Об этом читайте в данной статье. Кроме того, мы рассмотрим случаи, в каких случаях государственная регистрация договоров с недвижимым имуществом обязательна.
Содержание статьи:
Зачем это нужно?
Под сделками с недвижимостью обычно понимают продажу, дарение, аренду, залог и другие соглашения. Их цель – передача прав собственности или пользования от одного лица другому. Чтобы сделку признали законной, ее необходимо зарегистрировать. Только в таком случае ее участники могут иметь четко регламентированные права и нести соответствующие обязанности. Поэтому законодательство установило обязательную государственную регистрацию сделок с недвижимостью.
Какие сделки обязательно регистрировать?
Обязательной регистрации подлежат следующие сделки:
- По отчуждению имущества. Это договоры о передачи другому лицу объекта недвижимости. К ним можно отнести акты купли-продажи и бартерные сделки;
- Без отчуждения имущества. Такие сделки соответственно не влекут за собой переход права собственности. Самый распространенный пример – договор аренды;
- Дополнительные сделки. Они изменяют, дополняют или прекращают действие другого договора. К их числу относят уступку требований, договор новации и перевод долга.
Регистрация для соглашений с отчуждением как правило, происходит в два этапа. Сначала регистрируется сама сделка, затем – право собственности на недвижимость. Однако заключенные ранее договоры не требуют повторной регистрации уже как сделки.
Есть также исключения, при которых государственная регистрация не нужна. Так, не обязательно регистрировать следующие акты:
- Сделки с нежилой недвижимостью (гаражей, земельных участков и др.);
- Договоры краткосрочной аренды (на срок менее года);
- Инвестиционные договоры (между инвестором и заказчиком);
- Предварительные договоры.
Как она проходит?
У самого процесса регистрации сделки много подводных камней. Но, следуя инструкции, вы сможете упростить эту процедуру. Для государственной регистрации нужно:
- Подать заявление и необходимые документы;
- Уплатить госпошлину за регистрацию;
- Подождать месяц, в течение которого должностные лица рассмотрят заявку;
- Получить правоудостоверяющие документы.
Регистрацией права собственности занимается Росреестр. Подавать документы можно в его ближайшем отделении по месту нахождения объекта недвижимости или в офисе МФЦ. Также вы можете отправить их в электронном виде или по почте. Регистрация сделки считается состоявшейся сразу после того, как в государственный реестр внесли соответствующую запись. Только после этого заявителям выдают свидетельство о государственной регистрации права.
Максимальный срок государственной регистрации сделки обычно ограничивается одним месяцем. За нее придется заплатить госпошлину. Для граждан она составляет 2000 рублей, а с организаций потребуют 22000 рублей. Лучше позаботиться об этом заранее и уплатить пошлину до момента регистрации, чтобы сроки рассмотрения ваших документов слишком не затянулись.
Информация!
Заниматься регистрацией можно не только лично, но и через представителя. Например, малолетние дети (до 14 лет) имеют право заключать договорф только с таким условием. Также оформить сделку по доверенности можно из-за болезни, по долгу службы и по любой другой причине. Такое соглашение по юридической силе ничем не уступает обычной.
Перечень документов
Чтобы узаконить сделку с недвижимостью нужно собрать достаточно большой пакет документов. При отсутствии хотя бы одного из них вам могут отказать в регистрации. В итоге процесс регистрации может значительно затянуться. Вам понадобятся следующий список бумаг:
- Правоустанавливающие документы (постановление о предоставлении участка, свидетельство о праве на наследство, решение суда);
- Паспорта всех сторон сделки;
- Договор сделки;
- Передаточный акт;
- Кадастровые и технический паспорта;
- Сопровождающие документы (справка из налоговой, согласие супругов, справка об отсутствии строений и др.)
Оставьте свой комментарий!
Свежие комментарии
anvar к записи
Какие документы нужны для получения налогового вычета за квартиру?Галина к записи
Где получить справку о неучастии в приватизации?Оксана к записи
Где получить справку о неучастии в приватизации?Ярослав к записи
Закон и Защита